На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монастырь св. Феодосия Киновиарха.


Феодосий родился в 424 году в каппадокийском селении Магариссос, в
семье набожных и благочестивых родителей Проэзерия и Евлогии. С детских
лет Феодосий проявил незаурядные способности, быстро научившись читать,
что позволило ему стать певцом в приходской церкви в городе Коман. Но,
несмотря на открывающуюся перед ним блестящую карьеру на церковном
поприще, он не слишком стремился утвердиться в ней, но с юношеских лет
мечтал о пустынной уединенной жизни отшельника. Отнюдь не будучи
неудачником и отверженным в миру, он просто избрал для себя другую
профессию, к которой влекло его сердце. В 451 году он оставил свою
должность и отправился в Иерусалим, получив на пути благословение св.
Симеона Столпника. Поклонившись Святым местам, Феодосий решил
поселиться в одном из пустынных монастырей. Вблизи Метопы (ныне
Умм-Туба) он нашел монастырь, бывший под управлением учеников св.
Евфимия и блаженного Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством
начал постигать искусство жизни пустынника. Вскоре он направился к
востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел удобную
пещеру, в которой, по преданию, провели ночь Евангельские волхвы на
обратном пути из Вифлеема, где было им дано во сне откровение
возвращаться в свои страны другой дорогой. Но, как рассказывает
предание, Феодосий не был совершенно уверен в правильности своего
выбора, а потому решил продолжать поиски, надеясь обрести знамение от
Господа, для этого он взял с собою заправленное, но незажженное кадило,
и бродил по пустыне, молясь Господу возжечь это кадило небесным огнем,
когда он придет на должное место. Много он обошел пустынных мест, но
кадило воскурилось лишь тогда, когда он возвратился к своей пещере, и
тут он создал свою “киновию”, первое в Палестине монашеское общежитие.

Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, молодой монах поначалу
вовсе не помышлял об устройстве монастыря и никоем образом не стремился
стать настоятелем, но Провидение распорядилось иначе, ибо слава всегда
бежит за теми, кто от нее скрывается. Вскоре к Феодосию присоединились
ученики и последователи, нарушив тем самым уединение отшельника, и
жизнь закипела. Монахи объединились в большую коммуну и выбрали
Феодосия своим руководителем. Так у этого скромного человека
обнаружился незаурядный организаторский талант, форма общежития,
разработанная им, стала основой для организации православных монастырей
на века. Местность, избранная для монастыря, резко отличается от
местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь
мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой.
Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого
уединения, как в лаврах. При монастыре были приюты для бедных.
Киновиальная форма монашеского общежития, получившая свое развитие в
монастыре Феодосия, привлекала к себе гораздо большее число
последователей, чем строгий образ жизни лавры Саввы Освященного. Среди
братии были люди разных национальностей, потому внутри монастыря было
устроено 4 церкви: для греков, для грузин, для армян и для одержимых
бесами. Монастырь, выстроенный Феодосием Киновиархом, Кирилл
Скифопольский называет великой и многолюдной киновией, превосходящей
все киновии во всей Палестине.

Скончался Феодосий 11 января 529 года на 105-м году жизни. При кончине
Феодосия, число монашествующих превосходило 400, а в период расцвета
монастыря, в нем проживало около 700 монахов, в то время как в
монастыре Мар Сабы оно не превышало 150. В 614 году монастырь, так же
как и все другие его соседи, был разрушен персами. Персы при поддержке
евреев нанесли монашескому движению, пожалуй, самый жестокий и
сокрушительный удар, после которого большинство монастырей так и не
смогло оправиться, а вслед за ними и весь край превратился в пустыню.
Ими было вырезано 30 тысяч христиан, все святыни были осквернены и
разграблены. Но с другой стороны, персы и не претендовали на то, чтобы
прибрать христианские вотчины к своим рукам. В 622 году Хосров разрешил
христианам вновь отстроить свои церкви и монастыри. В 628 году Хосров
был убит своим сыном, а в 629-м император Ираклий, разгромив персов,
полностью освободил Палестину, передав всю власть христианским
патриархам. Жизнь монахов монастыря св. Феодосия вошла в свое прежнее
русло.

Игумен Даниил побывавший в монастыре в начале XII века, так описывает
его: “И есть от Иерусалима верст 6 до Федосиева манастыря. Манастырет
на горе градом оделан был (огражден стеной) и видети (виден) от
Иерусалима. И ту есть пещера велика посреди манастыря, и в той пещере
волсви нощьлег сотвориша (волхвы остановились на ночлег), егда
уклонишася от Ирода. И ту ныне лежить святый Феодосие и мнози святии
отцы ту лежать; в той пещере лежит мати святаго Савы и Феодосиева мати
ту лежит” [10].

Описание этого монастыря дает нам, греческий паломник Иоанн Фока,
посетивший Святую Землю в 1185 году, он пишет: “Возвращвясь в Святой
град (из монастыря мар Сабы С. Б.) не через лощину, а через хребет,
обрящешь за шесть миль от него монастырь преподобного отца нашего
Феодосия киновиарха. Монастырь этот окружен различными пиргами, а перед
ним на вержение стрелы подальше есть камора, в которой, как явствует из
жизни Святого, в его руке воспламенились угасшие угли. Среди монастыря
стоит храм, имеющий на высоте кругловидную крышу, и под ним пещера, в
которой находится гроб Святого, и вблизи него разные каморы, в которых
лежат останки великих Святых. Спускаясь по ступенькам пещеры, встретишь
боковое отверстие другой пещеры, вшедши в которую ученик Святого
Василий устроил себе гробницу, по повелению Святого, как значится в
Патерике, и в течение сорока дней во время молитвенных собраний виден
был поющим вместе со Святым и братиями” [11].

Могила преподобного Феодосия находится в той самой пещере, где он
когда-то впервые поселился отшельником (см. фото), там же находятся
могилы его матери и сестры, могила Софии, матери Саввы Освященного (см.
фото) и могила Иоанна Мосха (см. фото), знаменитого монаха, который
оставил нам много своих сочинений, собранные в Патерик (сборник) “Луг
духовный”. В 1852 году около пещеры была построена новая церковь на
фундаментах византийской церкви VI века. В этой церкви есть могила
русской княгини Евфросинии Полоцкой (1100-1175), прибывшей в Иерусалим
на поклонение и в нем скончавшейся. Впоследствии ее нетленные мощи,
были перенесены в Киев, где почивают доселе в пещерах преподобного
Феодосия. В Четьи-Минеи 1829 г. написана ее история: “Посла же в Лавру
Святаго Саввы, молящи архимандрита и братию, да дадут ей место на
погребение во обители той. Они же отрекоша, глаголюще: заповедь имамы
от святаго отца нашего Саввы, еже никогда же не погребсти жены во
обители его; есть же общежительный монастырь Пречистыя Богородице
Феодосиев, в нем же многия жены святыя лежат; тамо бо и матерь св.
Саввы, и матерь св. Феодосия, и матерь св. безсеребренных, Федотия и
инии погребены суть; тамо убо и богоугодной Евфросинии положенной быти
приличествует. Преподобная же услышавши похвали Бога, яко тело ея с
мощьми святых жен имать быти положено. И абие посла во обитель
преподобнаго Феодосия с молением. И показаша черноризцы место на гроб в
церковном притворе, и устроен бысть гроб святой на погребение”.

При оттоманском правлении монастырь запустел и много лет лежал в
развалинах, и только в 1898 году Греческая Патриархия приобрела это
место и стала его отстраивать. Реставрация продолжалась с 1914 по 1952
год, и сейчас здесь располагается женский монастырь.

источник : http://simvol-veri.ucoz.ru/publ/

фото: http://simvol-veri.ru/foto/index.php?page=2

http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">СОРОКОУСТ,МОЛЕБЕН,ПАНИХИДА,МОЛИТВЫ ЗА ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ С ИЕРУСАЛИМА

http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm

http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Поминовение на Божественной Литургии
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Водосвятный молебен
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Молебен о здравии
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Молитва об упокоении
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Молитва о здравии
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Свеча о упокоении
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Свеча о здравии
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Сорокоуст о упокоении
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Сорокоуст о здравии
http://irusalimland.realitylive.ru/jexr/aHR0cDovL3NpbXZvbC12..." target="_blank">Панихида

Картина дня

наверх