Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38—46; 12, 45).
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.
В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших.
С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви.
Сорокоуст о упокоении
Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.
Родительские субботы во время Великого поста - это дни особого поминовения успоших. Во время великого поста нельзя совершать поминовения, панихиды, сорокоусты. Но что бы покойные не лишились молитвы - определили эти субботние дни.
Посетить храм. Нужно учесть, что церковь не совершает панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон относит на повечерие. На церковной службе вместе со всеми нужно у Господа прощения и вечного упокоения для умерших родных.
Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.
Если вы не смогли посетить храм, то молитесь за усопших дома. Молитва – это единственное доступное нам проявление любви, жалости, благодарности к усопшему человеку. Слово, замолвленное за умершего перед Богом, – великая благодать и спасение для его души. Поэтому, если вы действительно любите почивших, не скупитесь на молитвы – преумножайте их.
Будьте осознанны в молитве. Не превращайте родительские субботы в формальность. Иначе души умерших будут продолжать томиться, а подвиг поста и самая жизнь потеряют для вас высший смысл. Помните, что поминальные молитвы нужны не только умершим, но и нам самим. Молитвы в родительские субботы помогают утолить чувства жалости, любви, благодарности или вины, обиды, испытываемые к умершим.
Неусыпаемая псалтирь
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.
1. 09 марта 2013 г - Вселенская родительская поминальная суббота или суббота мясопустная.
Посвящая неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьяи нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в мире. И общение с ними через молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства Церкви Христовой.
2. 30 марта 2013 года - суббота второй седмицы (недели) Великого поста - день особого поминовения усопших. В храме совершается заупокойная Божественная литургия.
3. 06 апреля 2013 года - суббота третьей седмицы (недели) Великого поста. Также совершается упокойная Литургия.
4. 13 апреля 2013 года - суббота четвертой седмицы Великого поста. Заупокойная Литургия.
Во вторую, третью и четвретую седмицы Великого поста, подвига духовного, покаяния, Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в эти дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные ддни великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектинии, литии, панихиды, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Во все эти родительские (поминальные) субботы служба совершается по особому уставу, помещенному в Триоди постной.
Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов
5. 14 мая 2013 года - Радоница.
Радоница - общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенье). По уставу, в этот день собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной Церкви. Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, содной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединямые Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычно пооминовение усопших после Страстной, Светлой седмицы, начиная от Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилу своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею.
6. 9 мая 2013 - Поминовение усопших воинов.
7. 26 июня 2013 года - Вселенская родительская поминальная суббота Троицкая или Троицкая суббота.
Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед пятидесятницей в виду того, что событием Сошествия Святого духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа утешить их, которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как святым Духом "всяка душа живится". Поэтому в канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовение усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивш8ий умилительные молитвы вечерней Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о "иже во аде держимых".
8. 11 сентября 2013 года - Поминовение православных воинов, «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Усекновение главы Иоанна предтечи. Постный день (разрешено растительное масло).
Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад — воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.
9. 02 ноября 2013 года - Суббота Димитриевская.
Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.
Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После 16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)
В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.