ИСТОЧНИК
Святой праздник в Вифлееме
Ныне праздник Рождества у всех православных христиан считается самым радостным и значительным; фактически, он является началом и основанием для прочих церковных торжеств и отмечается очень торжественно.
Утром, 6 января, Иерусалимский Православный Патриарх в сопровождении архиереев и клириков выходит из тронного зала Греческой Патриархии. Процессия следует к Башне Давида у Яффских ворот Старого Города, где Патриарх в сопровождении кортежа автомобилей направляется в сторону Вифлеема. На улицы выходит арабоязычная православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. От мала до велика заполняют все прилегающие к базилике улицы, устраивают настоящий парад, маршируя и играя на различных духовых и ударных инструментах, виртуозно вертят и ловко подбрасывают в воздух длинные разукрашенные булавы. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.
Клирики Святогробского братства в красных праздничных облачениях встречают патриарха на площади Яслей
На площади Яслей в красных праздничных облачениях с иконой Рождества и Евангелием Предстоятеля Иерусалимской православной церкви,Блаженного патриарха Феофила встречают многочисленные клирики Иерусалимской Православной Церкви,члены Святогробского братства,православные паломники со всех частей света. Потому-что именно здесь в Вифлееме рождается Божественный первозданный свет самой яркой звезды рождения Спасителя.
Войдя на площадь Яслей Патриарх облачается в мантию и в сопровождении Губернатора и Мэра Вифлеема, крупных военноначальников и полицейских, старейшин, владельцев крупных магазинов и отелей, проходит по площади ко входу в храм, осеня крестом всю окружающую его бесчисленную арабскую паству, и паломников.
Через главную очень низкую дверь, которая называется «Вратами смирения», Патриарх входит в храм Рождества Христова, поклоняется к Вифлеемской звезде и яслям. Как только Предстоятель вступает на Патриарший трон начинаются Царские часы.
Царские часы в церкви Рождества в Вифлееме
Самая ранняя в православном мире рождественская служба. Патриарх восседает на троне справа от царских врат алтаря. Распевы греческие древнее и монотоннее российских праздничных тропарей, но суть едина - "Рождество твое, Христе Спасе наш, воссияй мир светом разума".
Процессия во главе с настоятелем иерусалимской православной церкви обходит храм. Праздник Рождества начинается. Сначала в Вифлееме, далее по всей православной земле.
На следующий день, в полночь Патриарх совершит здесь праздничную рождественскую Евхаристию, на которую обычно на короткое время посещает Глава Палестинской Национальной Администрации.
Православные паломники в церкви Рождества в Вифлееме
Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что они отмечают Рождество дважды.
Собор Рождества — самый древний христианский храм Святой земли. Сегодня его фасад утяжелен мощными опорами, удерживающими стены. Вход — низкий, но над ним можно разглядеть подкову входа времен крестоносцев, а еще выше — широкую притолоку входа византийской церкви. Одни говорят, что вход был частично заложен, чтобы всем пришлось поклониться, другие объясняют — чтобы грабители не могли украсть церковную утварь; но, скорее всего, это было сделано во избежание обвала..
Первый храм Рождества был маленьким — под стать размерам городка, но уже через сто лет, когда началось паломничество, его стали расширять и украшать. Сегодня это храм-базилика с густым лесом массивных розовых колонн, а на них едва угадываются полустертые временем восковые (в технике энкаустики) изображения святых.
Сердце храма — грот Рождества или пещера, где, по преданию, и произошло рождение Христа. Перед входом в пещеру — алтарь обрезания, где на восьмой день после рождения Богомладенец был обрезан по закону Израиля. Там находится икона улыбающейся Богоматери Вифлеемской — подарок русских царей.
Здесь родился Спаситель
В пещеру ведут ступени, вход обрамлен двумя мраморными колоннами работы крестоносцев. В пещере обычно много людей и мало воздуха, но все искупает возможность припасть к звезде, на которой написано: «Здесь родился Спаситель». Из-за этой звезды, по народному поверию, и вспыхнула Крымская война: турки попытались передать звезду католикам, Россия вступилась за православных, англичане высадили десант в Крыму. После войны турки восстановили довоенный порядок. Этот порядок сохраняется по сей день: у православных, католиков, армян и сирийцев есть определенные часы, когда они могут пройти процессией, кадить, поклоняться и молиться в храме Рождества.
В пещере слева от входа — каменные ясли, куда был положен младенец Христос. Крестоносцы в свое время поставили было деревянные ясли, но со временем те исчезли — да, правду говоря, в Палестине ясли обычно каменные. В глубине — дверь, отделяющая грот Рождества от подземного лабиринта, куда можно попасть через стоящую рядом латинскую церковь Святой Екатерины, где хранится керамическая скульптура Младенца Христа. Ее приносят и кладут в ясли перед латинским Рождеством и уносят обратно после православного. У двери грота — отверстие колодца. Туда, по традиции, упала звезда, за которой шли волхвы, и чистые сердцем могут увидеть ее.
Собор Рождества
Древнее мозаичное изображение волхвов в «персидских одеждах» не сохранилось до наших дней. В каноническом понимании волхвы были царями восточных стран, но у путешественника Марко Поло есть о них своя история, достойная апокрифа. Как рассказали ему в Персии, волхвы были зороастрийскими магами-священниками, которые по звездам узнали о предстоящем Рождестве Спасителя. Они пришли в Вифлеем, неся с собой дары, предназначенные проверить, кто Он. Если родившийся Младенец возьмет смирну — значит, он врачеватель; возьмет ладан — значит, Бог; золото — быть ему царем. Но Младенец принял все три дара, потому что Он исцелял страждущих, был Богом, и Царем не от мира сего.